Волны миграции и шторм в Евросоюзе Как долго еще продержится «Единая Европа»?
Число мигрантов и беженцев, прибывших в Европу по Средиземному морю с начала 2018 года, превысило 40 тыс. Об этом сообщает Международная организация по миграции (МОМ). «40 073 мигранта и беженца прибыли по морю в Европу в 2018 году. Погибли и пропали без вести 857 человек», — говорится в недавно изданном пресс-релизе.
По данным организации, за 2017 год в страны Старого Света по средиземноморскому маршруту прибыли более 171 тыс. человек, в 2016 году — 363,5 тыс. В 2015-м границы европейских государств пересекли более миллиона человек, при этом более 800 тыс. из них попали в ЕС через Эгейское или Средиземное моря.
Проблема неконтролируемых миграционных потоков стала одной из центральных в европейской политике. 19 июня эта тема обсуждалась на встрече канцлера ФРГ Ангелы Меркель и главы Франции Эммануэля Макрона. Обе страны поддерживают планы по укреплению внешних границ, а также выступают за усиление агентства Европейского союза по безопасности внешних границ (Frontex), заявила по итогам переговоров Ангела Меркель.
Меркель отметила: «Мы решительно настроены совместно противостоять нелегальной вторичной миграции. Фрау канцлерина подчеркнула, что «стандарты для миграции» должны быть унифицированы таким образом, чтобы беженцы не могли выбирать страну ЕС, в которой они хотели бы получить вид на жительство.
На предварительном саммите ЕС, состоявшемся 25 июня, вопрос миграции стал одним из ключевых. Поскольку данная встреча состоялась накануне «большого саммита» ЕС, который должен был состояться 28-29 июня, где помимо вопросов, связанных с миграцией должны были обсуждаться и другие проблемы – например, проблема санкций против России, то на встрече 25 июня не предполагалось принять каких-либо серьезных решений. Изначально на этой встрече присутствовали Франция, Германия, Италия, Испания, Греция, Болгария, Австрия и Мальта, то есть именно те страны, которые прежде всего сталкиваются с проблемой так называемой «средиземноморской миграции», однако затем в состав участников были включены Бельгия, Нидерланды, Хорватия, Словения, Дания, Финляндия и Швеция.
Что же касается стран-участниц так называемой Вышеградской группы (Венгрия, Чехия, Словакия и Польша), то они с самого начала отказались участвовать в предварительном саммите Евросоюза, поскольку принципиально не разделяют его политику по отношению к проблеме миграции.
Инициатором предварительной встречи Евросоюза стала Меркель, которая в своей стране сталкивается с серьезными внутриполитическими трудностями. Министр внутренних дел Германии и председатель Христианско-социального союза Хорст Зеехофер – главный союзник А.Меркель в правительственной коалиции – предъявил своему партнеру ультиматум: в случае, если на встрече стран Евросоюза 28 июня Меркель не удастся убедить лидеров европейских стран внести изменения в порядок приема беженцев, он, как глава МВД, в одностороннем порядке выпустит министерский указ, который закроет германские границы. Это, в свою очередь, подтолкнет другие страны ЕС к аналогичным шагам, то есть под угрозой окажется существование самой Шенгенской зоны. Меркель приняла условия Зеехофера.
Надо отметить, что сама Меркель отнюдь не всегда выступала в поддержку идей мультикультурализма. В 2010 году она говорила совсем другие слова: «Мы ощущаем связь с христианскими ценностями. Тому, кто не согласен с этим, здесь не место». Но спустя пять лет именно она выдвинула инициативу по приему и размещению в Европе беженцев и вынужденных мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки. «Это была эпохальная ошибка, подорвавшая солидарность Европы. Восстановить европейское единство теперь очень трудно. В итоге — небывалый за всю историю кризис в ЕС и кризис власти в Германии, в результате которого Берлин лишается своего лидерства на континенте», — считает научный директор Германо-российского форума Александр Рар.
Именно по этой причине Германия и созвала коллективную встречу буквально за несколько дней до назначенного на 28-29 июня общего саммита европейских государств по вопросу миграции. Меркель пыталась определить, какие страны придерживаются близкой позиции и как это можно превратить в некоторое соглашение, а только потом этот вопрос можно будет вынести на уровень Евросоюза. Меркель рассчитывала заранее согласовать общеевропейский план по выходу из миграционного кризиса. Однако на встрече 25 июня сделать это не получилось, как из-за отказа стран Вышеградской группы принять участие в предварительном саммите, так и из-за позиции других европейских стран, например, Италии.
Что касается собственно внутригерманского кризиса, то известные эксперты в большинстве своем считают, что рано или поздно он будет преодолен. В любом случае ХДС/ХСС будут стараться привести свои позиции к какой-то общей черте. Насколько это получится – неясно, но и Зеехофер, и Меркель понимают, что развал коалиции в данной ситуации невыгоден ни одной из сторон. Ведь в случае развала правящей коалиции неизбежны новые выборы, а они вряд ли будут удачными как для ХДС, так и для ХСС, и скорее всего принесут еще большее число голосов социал-демократам и представителям правых популистских партий, вроде «Альтернативы для Германии».
Похожая ситуация имела место и на итоговом саммите Евросоюза, который состоялся 28-29 июня в Брюсселе. Принятие итогового документа саммита ЕС было временно заблокировано итальянской стороной, которая настаивала на приоритетном согласовании вопросов по миграции. На упомянутой прошедшей 25 июня в Брюсселе неофициальной встрече по миграции Италия подготовила проект документа «Европейская многоуровневая стратегия по миграции». Стратегия предлагает разделить среди государств-членов Евросоюза ответственность за прибывающих на его территорию мигрантов. «Обязанность спасать жизни не может стать обязанностью на предоставление убежища за счет других. Кто высаживается в Италии, высаживается в Европе», — говорится в документе.
Рим ставит целью «преодоление» Дублинского соглашения, по которому ответственность за прием мигрантов лежит на первой стране, чью границу они пересекли при въезде в Евросоюз. В числе основных пунктов Стратегии значится необходимость «совместной ответственности» государств-членов ЕС за крушения судов с мигрантами, усиление сотрудничества стран ЕС с государствами, из которых отправляются и которые пересекают мигранты, а также создание в них «центров международной защиты». Эти учреждения должны взять на себя обработку запросов на убежище и предоставление юридической помощи, в том числе в части добровольного возвращения мигрантов на родину.
Кроме этого, Италия предлагает бороться с явлением «вторичного передвижения» мигрантов путем заключения двусторонних технических соглашений между странами ЕС, а также создавать центры по приему мигрантов сразу во многих европейских странах — в противоположность испанско-французской инициативе по размещению «закрытых центров» в зонах прибытия.
Тем не менее, с большим трудом 28 европейских государств согласовали итоговый документ. Как сообщил премьер-министр Люксембурга Ксавье Беттель, «сделка по миграции достигнута».
В итоговый документ внесены следующие пункты:
- Отказ от практики принудительной релокации мигрантов. Страны, не желающие принимать мигрантов, могут демонстрировать «европейскую солидарность» финансовыми средствами. Это меньшее из зол, на которое согласились представители Венгрии и Польши.
- Прибывающие в Европу мигранты не должны самостоятельно выбирать страну для проживания.
- Активизация поддержки европейской пограничной службы Frontex (до 2020 года).
- Реализация идеи создания центров высадки мигрантов вне пределов Евросоюза. Речь идет о создании лагерей для первичного размещения беженцев как в странах ЕС, которые добровольно на это согласятся, так и в странах Северной Африки, после чего речь может идти о распределении мигрантов по тем странам ЕС, которые готовы добровольно их принять.
На саммите было подтверждено обязательство финансировать фонд помощи африканским странам, откуда прибывает большинство мигрантов. Председатель Европейского совета Дональд Туск уже сообщил, что €500 млн будет выделено в Европейский трастовый фонд для Африки.
На повестке дня саммита стоял вопрос и о вторичной миграции (беженцы, въезжающие через одну из стран, через какое-то время запрашивают убежище в другой). В итоговом документе говорится, что страны-участницы Союза «должны принять все необходимые внутренние законодательные и административные меры, чтобы ограничить подобные перемещения, а также тесно сотрудничать по данному вопросу». Итоги переговоров - это «хорошие новости», констатировала Меркель, хотя, по ее словам, «многое еще предстоит сделать», чтобы сгладить противоречия в позициях отдельных стран.
На самом деле, встреча ЕС в Брюсселе 28-29 июня ознаменовала собой полный провал линии сторонников мультикультурализма: ведь в основу итогового документа ЕС фактически лег проект итальянской стороны, которая, подобно «Вышеградской группе», давно и последовательно выступала с критикой политики Меркель. Неслучайно, после того, как мнение итальянцев было учтено, вице-премьер страны Маттео Сальвини заявил о выходе Италии из политической изоляции. Он подчеркнул, что по итогам переговоров Италия становится одним из главных игроков в Евросоюзе, тогда как порочность мультикультуралистской стратегии Меркель становится все более и более очевидной.
© Все права защищены и преследуются по закону. Допускается использование информационных, текстовых, фото и видеоматериалов без получения предварительного согласия cod32.ru при условии размещения в тексте гиперссылки с анкором «cod32.ru», открытой для поисковых систем.