Путин - Трамп в Хельсинки: скорее, PR-рандеву, чем конкретика
Встреча Путина и Трампа 16 июля задолго до ее начала привлекла внимание мирового политического истеблишмента и стала предметом обсуждения политологов разных мастей с одной стороны, а также фактором озабоченности лидеров ряда европейских стран с другой стороны.
Как выглядит повестка дня для переговоров
Влиятельные политики, журналисты и эксперты-международники еще за несколько недель до переговоров в Хельсинки начали обсуждать наиболее вероятную повестку дня встречи президентов США и РФ.
Накануне саммита Россию посетила делегация Конгресса США. По итогам встречи с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым глава американской делегации Ричард Шелби выразил надежду на укрепление отношений между двумя странами. Шелби даже говорил о том, что встреча в Хельсинки может быть «началом новой главы».
В конце июня помощник российского президента Юрий Ушаков очертил наиболее реальный круг тем, которые могут затронуть Путин и Трамп во время встречи в Хельсинки.
Все перечисленные темы можно сгруппировать по нескольким направлениям, привязанным к актуальным вопросам международной ситуации и геополитической повестки:
- оружие массового поражения - контроль над ядерным оружием и политика разоружения. (Сам Ушаков употребил фразу «стратегическая стабильность в мире»);
- «основные региональные кризисы», как выразился Ушаков (так завуалированно можно назвать военные конфликты в Сирии и на Украине);
- «международная безопасность» (в эту группу можно отнести специфику отношений США - Северная Корея и США - Иран, где интересы двух держав не сталкиваются напрямую).
В четверг, 12 июля, Трамп сообщил, что готовится обсуждать Сирию, Украину и ядерное оружие, а также «вмешательство России в американские выборы».
Если сопоставить анонс с актуальными вопросами международной повестки, тогда картину следует дополнить следующими пунктами: продление Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений-3 (срок действия СНВ-3 истекает в 2021 году) и судьба Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (вступил в силу 30 лет назад, с 1 июня 1988 года).
К слову, 10 июля представитель США при штаб-квартире НАТО Кэй Бэйли Хатчисон анонсировала, что два президента будут обсуждать судьбу Договора о РСМД. При этом Хатчисон выступила в традиционной для Вашингтона риторике, который в последнее время утверждает, что Россия не выполняет условия договора.
Между тем, 11 июля министр обороны РФ Сергей Шойгу, в свою очередь, пояснил, что США планируют выйти из Договора о РСМД. Но в таком случае можно сделать вывод, что обвинения в стиле «Россия нарушает» стоит расценивать как оправдание для одностороннего выхода США из ДРСМД.
Поэтому можно сделать вывод, что этот вопрос, скорее всего, будет подниматься во время встречи Путина и Трампа. Кроме того, не стоит сбрасывать со счета и тему размещения американской ПРО в Европе с перспективой приближения к границам России, а также политику расширения НАТО на Восток.
Для договоренностей нужна совместная платформа
Повестку переговоров можно анализировать, используя разные подходы, например, ранжировав темы на приоритетные и второстепенные. А можно в том ракурсе, что центральными являются экономические вопросы - конкуренция США и РФ за энергетический рынок Европы (где центральной темой на данный момент является «Северный поток-2») и цена на один из основных энергоносителей - газ. А все остальные пункты можно рассматривать как инструменты борьбы за свои интересы. Например, США использовали ситуацию с Крымом и военный конфликт в Донбассе для того, чтобы создать коалицию стран Запада против РФ и максимально осложнить реализацию проекта «Северный поток-2», который, как прямо заявляет Вашингтон, «не отвечает американским интересам».
Сразу нужно отметить, не стоит считать, будто США и РФ могут договориться раз и навсегда. Трамп уже не раз демонстрировал желание договариваться, но политический истеблишмент, представленный Демократической и Республиканской партиями, заставлял президента США принимать решения, нацеленные на конфронтацию с РФ.
Одной из тем для обсуждения наверняка станет ситуация на Украине. Сирия и Иран - далеко, а военный конфликт продолжается в опасной близости от границ РФ. О чем Путин и Трамп могут договориться в части решения украинского кризиса и войны в Донбассе в частности?
Все будет Донбасс?
Единственная на сегодняшний день платформа для договоренностей по Украине - это Минские соглашения. Аргумент в пользу «Минска» - договоренности оформлены в виде приложения к резолюции Совета Безопасности ООН №2202 от 17 февраля 2015 года. К тому же, гарантами соглашения вместе с Россией выступают Франция и ФРГ. Аргумент «против» - США не брали на себя никаких обязательств, поэтому не обязаны выполнять или способствовать реализации Минских соглашений (сентябрь 2014 года) и «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений» (февраль 2015 года).
Руководство РФ может обсуждать дополнительные пункты вроде ввода миротворческого контингента ООН, но вряд ли способно отказаться от «Минских соглашений», потому что это станет ударом по престижу, а первыми, кто возмутится, станут французский президент Эммануэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель. Хотя, справедливости ради, кроме прекращения огня и отвода тяжелых вооружений, еще один пункт Минских соглашений, который выполняется, - это обмен пленными. Последний массовый обмен пленными Киев и республики Донбасса провели 27 декабря 2017 года по формуле «306 на 74». По всем остальным пунктам (особый статус для Донбасса, изменения в Конституцию Украины, местные выборы в Донецкой и Луганской областях) никакого прогресса нет.
Но Минские соглашения и «Комплекс мер» - это документы, которые требуют, чтобы для их реализации был пошаговый план.
Если Трамп и Путин договорятся, то речь будет идти именно о пошаговом плане, потому что стороны не доверяют друг другу. Значит, каждый шаг будет сопровождаться новыми встречами и консультациями. Пошаговый план будет базироваться на Минских соглашениях, а готовность выполнять обязательства стороны проверят на пункте об обмене пленными, поскольку переговоры по данному вопросу идут постоянно.
Итак, круг тем, которые будут обсуждать Путин и Трамп, понятны. Видны и «подводные камни» - в первую очередь, в виде отсутствия единой платформы для договоренностей. Хотя, справедливости ради, отметим, что в отношении Украины есть платформа для договоренностей в виде Минских соглашений, которые зафиксировали расстановку сил в феврале 2015 года и предотвратили эскалацию войны, но в дальнейшем выполнялись Киевом и самопровозглашенными республиками лишь точечно.
Перед саммитом в Хельсинки снова всплыл «Новичок»
Невооруженным глазом видно, как часть западной элиты резко активизировала игру не срыв договоренностей между президентами США и РФ. Политическая элита Великобритании запустила «вторую часть марлезонского балета» про «смертельное отравление» нервно-паралитическим веществом «Новичок».
4 июля в городке Эймсбери были госпитализированы мужчина и женщина. Британские власти сразу же заявили на весь мир, что у пострадавших наблюдаются такие же симптомы, как у Сергея Скрипаля и его дочери Юлии. В общем, СМИ накачивали истерику по восходящей, однако за считанные часы до встречи Путин - Трамп «включили тормоза».
Полиция официально заявила, что между отравлениями Скрипалей и двух англичан в Эймсбери нет никакой взаимосвязи.
Наконец, есть главная проблема - Кремлю просто нечего предложить США по Украине. Поэтому если Трамп и Путин договорятся об урегулировании украинского кризиса, то только в качестве одного из пунктов более широкой повестки, построенной по принципу «ты мне - я тебе».
© Все права защищены и преследуются по закону. Допускается использование информационных, текстовых, фото и видеоматериалов без получения предварительного согласия cod32.ru при условии размещения в тексте гиперссылки с анкором «cod32.ru», открытой для поисковых систем.