Пропаганда и массовая коммуникация в современном мире через призму Гарольда Лассуэлла
Пропаганда была часто связана с политической борьбой, иногда переходящей в вооруженный конфликт внутри страны или между двумя или несколькими странами. Первым ученым, который серьезно стал заниматься явлениями, связанными с пропагандой, был Гарольд Дуайт Лассуэлл (Harold Dwight Lasswell - 1902 - 1978), основоположник современной теории коммуникации и политологии. Его работа «Техника пропаганды во время мировой войны» («Propaganda Technique in the World War», 1927) стала классическим сочинением по изучению медиа и массовой коммуникации.
В декабре этого года исполнится 40 лет со дня смерти этого выдающего социолога и основателя Чикагской школы социологии.
«Техника пропаганды» была одновременно и диссертацией Лассуэла на соискание ученой степени PhD.
Рассмотрим идеи основоположника теории массовой коммуникации, к которым он пришел на основе анализа прессы стран, воевавших друг против друга в Первой мировой войне, и стран, придерживающихся нейтралитета.
Гарольд Лассуэлл с определенным временным отступлением анализировал в этой работе форму, содержание и характер военных пропагандистских кампаний главных игроков Первой мировой войны.
КАМПАНИИ
Он рассматривает разные сегменты пропагандистской деятельности, использует принцип креативной (творческой) деструкции, или если хотите созидательного разрушения, австрийско-американского экономиста Йозефа Шумпетера. Перефразируя Шумпера, — это процесс креативной мутации, который непрерывно реконструирует структуру пропаганды изнутри, разрушая старую структуру и создавая новую. Несмотря на то, что более чем за сто лет с момента начала Первой мировой войны многое изменилось, появились радио, телевидение, интернет, мобильная связь, идеи Лассуэлла остались важными и для сегодняшних дней. Важность идей в том, что они являются синтезом практики и теории.
Вокруг чего должен сплачиваться народ во время войны, а может быть и в период мира? Лассуэлл рассматривает ряд важных вопросов для пропагандиста воюющей страны. Во-первых, это вопрос вины. Кто виноват в войне? - Конечно, не наша страна! Виноват всегда враг. Пропаганда находит предельно ясное объяснение целей войны: «У нашей страны самые благородные устремления. Враг - аморальный, беспринципный хам, не заслуживающий ни малейшего уважения».
САТАНА
Следующий принцип это «сатаназация» (от слова сатана). Сатана в религиозных представлениях авраамических религий — главный противник небесных сил, представляющий собой высшее олицетворение зла и толкающий человека на путь духовной гибели. Модель его образа плавно перешла в пропаганду: «Наш враг — это сатана, нечистый дьявол». А сатану надо сжечь, а его приспешников и пустить «в расход» - всех до единого, без разбору.
Неотъемлемым принципом является создание иллюзии победы. Это умышленная передача неверной фактической и эмоциональной информации, вербально или невербально, с целью создания или поддержания в другом человеке некоторого убеждения. Для этого, например, используется прием, когда текст сопровождается фотографией или изображением, которые не имеют фактического отношения к событиям, описываемым в тексте. Идея приближающей победы сопровождается обеспечением и поддерживанием дружеских отношений с нашими союзниками. Неотъемлемым компонентом пропаганды является принцип деморализации врага.
Согласно теоретическому определению, аморальным считается поведение, которое нарушает существующие в конкретном обществе правила и нормы, а также может быть расценено как нигилистическое отношение к нравственности и порядку. Критерии последних определяются условными положениями, принятыми в обществе и направленными на защиту его членов от действий, которые могут причинить явный или косвенный вред.
МОРАЛЬ
По словам Лассуэлла, очень важно состояние морального духа общества, ставшего мишенью пропаганды. Нация с высоким уровнем нравственности лучше способна противостоять вражеской пропаганде. Однако правительствам также необходимо принять этот уровень пропагандистской морали. По мнению Лассуэлла, правительство не может рассчитывать на победу без единой нации за спиной, и ни одно правительство не может создать единую нацию, не контролируя умы своих граждан. Здесь есть фундаментальный парадокс, необходимый для понимания смысла пропаганды в жизни современного общества: пропаганда как защита от пропаганды.
Характерным является также внимание Лассуэлла к неосязаемому идеологическому характеру пропаганды, поскольку единство населения - одна из основных целей военной пропаганды - не может быть достигнута с помощью мышц; это скорее повторение мыслей, чем движений, которые стимулируют единство гражданского населения.
Во второй главе подробно рассматриваются различные типы пропагандистской организации войны, используемые отдельными субъектами. Лассуэлл очень критикует избранные способы организации пропаганды, предлагая свои собственные решения.
ИНДИВИДУУМ И МАССЫ
Гарольд Д. Лассуэлл был, прежде всего, отличным и сильным психологом. Особенно примечательна его способность совместно переживать мысли индивидуума и масс, предвосхищать их действия и освобождать себя от ненужной морализации. Лассуэлл утверждает, что психологическое сопротивление войне настолько велико в современных странах, что каждая война должна вестись как война против опасного и жестокого агрессора. Поэтому пропагандист должен, прежде всего, создать убеждение среди граждан, что вину за начало войны несет исключительно враг и должен четко определять военные цели, которые мотивируют граждан оставаться непримиримыми. Как только пропагандист укрепит за неприятелем вину за развязывание войны, начинается ее настоящая работа. Что касается военных целей, то целесообразно поддерживать так называемый коллективный эгоизм или этноцентризм нации, интерпретировать войну как борьбу за защиту и продвижение своей передовой цивилизации. Таких, прагматичных, весьма рациональных, можно сказать «machiavelistic» утверждений, Лассуелл десятками использует в своей работе; понимает пропаганду как инструмент политики, и ее анализ делается именно для того, чтобы выявить ее наиболее эффективную форму, независимо от «последствий».
СКАЗКИ И ИСТОРИИ
Если общественность считает, что противник развязал войну и является препятствием для достижения постоянного, комфортного и благочестивого мира, пропагандист достиг своих первоначальных целей. Но для того, чтобы надежно удерживать свои позиции, уместно укрепить мнение нации с помощью ошеломляющих примеров наглости и моральной коррупции врага. Каждая нация, которая провоцирует войну и защищает мир, должна быть бесстыдной, непоправимой, безбожной и извращенной; враг направляет глупую пропаганду, он жесток и разрушителен. Для создания этого образа очень хорошо подходят различные стереотипные истории и сказки. В частности, истории о зверствах, совершенных противником, обязательно в сопровождении «свидетельств» очевидцев в виде книг, интервью, документальных и игровых кинофильмов и т.д. Лассуэлл рекомендует делать акцент на случаях, связанных с женщинами, детьми, стариками, священнослужителями и особенно монахинями, случаи связанные с сексуальным насилием, истории о покалеченных солдатах и перенесших пытки в плену у врага. Эти рассказы по мнению Лассуэлла вызывают сильное негодование и усиливают некоторые мощные, скрытые импульсы.
ПОБЕДА
Важной темой пропаганды во время войны должна быть вероятность победы. Правильный способ управления общественности заключается в поддержании воинственного духа населения убеждением, что есть шанс победить; что обеспечен максимальный успех общего дела. Если общественность убедится в бесполезности своих военных усилий, она обратит свое внимание на другие проблемы и перестанет ненавидеть врага, после чего произойдет настоящий военный крах. В этом случае пропагандист может использовать пророчество, повествование о героических действиях своих солдат, итп.
ГНЕВ
Ключевой проблемой является деморализация противника. Лассуэлл рекомендует переложить свой гнев на новый, независимый объект, чтобы подорвать активную оппозицию противоположной общественности. Основная идея такой пропаганды - неумолимый рефрен: «Ваша цель безнадежна. Твоя кровь пролита напрасно». Достаточно показать враждебным солдатам, насколько хороши их противники, как щедрые их враги ведут себя к своим пленникам, насколько плохо живут их семьи ждущие на родине и насколько «жируют» их руководители и правители. Мораль - это то, что делает армию и нацию стойкой и решительной, многие готовы отдать жизнь за свои идеалы на этой войне. Подрыв морали врагом является основной предпосылкой для его собственного успеха.
По словам Лассуэлла, пропаганда может передаваться устно, в письменной форме, путем живописи или музыки. Самое подходящее для каждого пропагандиста - культивировать привычку идентифицировать воображаемые субъекты, на которые нужно влиять, и выявлять все возможные пути доступа к их вниманию. Лассуэлл говорит: «Подумайте, например, о группе людей, управляющих автомобилем на улице. На них могут влиять баннеры на других машинах, уличные рекламные щиты, газеты, которые они читают, интервью, которые они слушают, листовки, которые оказываются в их руках, демонстрации на улице и т. д. Возможность предложения просто бесконечна».
Первая мировая война, по словам Лассуэлла, показала, что современная война должна проводиться на трех фронтах: военной, экономической и пропагандистской. Экономический фронт душит, пропаганда путает и военная сила - последний смертельный удар (coup de grace). В сочетании с другими средствами давления пропаганда подрывает выносливость враждебных военных и гражданских компонентов и расчищает путь железному кулаку из людей и металлов. Пропаганда — это оружие, главная функция которого - уничтожить волю врага к борьбе, усиливая его депрессию, разочарование и неудовлетворенность.
АД И ДЬЯВОЛ
Одна из последних мыслей книги Лассуэлла прекрасно описывает существование, незаменимость и в то же время печальную сущность пропаганды, которая определенно не является «адской машиной», «работой дьявола», а просто картиной состояния человеческого общества, уступкой намерениям времени: «Пропаганда, несомненно, является одним из самых мощных инструментов современного мира. За свою нынешнюю славу она благодарна ряду обстоятельств, которые изменили сущность общества. В больших обществах уже невозможно изменить непримиримость людей в начале военных танцев, как это было в случае с примитивными племенами, где эта функция выполнялась, например, путем ударов в барабаны и различными ритуалами. Новый и более изощренный инструмент должен сегодня превратить тысячи и миллионы людей в одну большую массу ненависти, воли и надежды. Этот новый молот и наковальня социальной солидарности называется пропагандой. Слова должны быть заменены на дисциплину, пресса должна заменить танец».
Пропаганда, по словам Лассуэлла, является ответом на гигантский, рациональный и произвольный характер современного мира. Это новая динамика общества, потому что власть теперь разделена и разбросана, и больше может быть достигнуто иллюзиями, чем давлением.
Лассуэл был один из первых учёных, кто стал использовать метод контент-анализа. Контент анализ использовался в социально-политических исследованиях. Их предпосылкой были политические символы власти, которые циркулируют посредством коммуникации в обществе. Факты и ценности сообщений исследовались в манифестах, политических программах, причем идентифицировались политические символы (1959). Классической работой является World Politics and Personal Insecurity (1935). Гаарольд Дуаайт Лаассуэлл исследовал международные отношения с помощью контент анализа иностранной прессы - следил за тем как часто и с помощью каких символов «вражеские» страны говорят о США.
© Все права защищены и преследуются по закону. Допускается использование информационных, текстовых, фото и видеоматериалов без получения предварительного согласия cod32.ru при условии размещения в тексте гиперссылки с анкором «cod32.ru», открытой для поисковых систем.