Грозит ли Незалежной кризис на рынке нефтепродуктов? Дефицита не будет, но взлет цен неминуем


					Грозит ли Незалежной кризис на рынке нефтепродуктов?
										Дефицита не будет, но взлет цен неминуем

1 июня вступили в силу ограничения на поставки нефти, нефтепродуктов и угля на Украину из России. Эти меры были озвучены еще 18 апреля в ответ на решение украинского правительства, принятое 10 апреля, в очередной раз расширить антироссийские торговые ограничения, распространив эмбарго на электрическую аппаратуру для устройств железнодорожной автоматики и связи, электрические проводники напряжением более 1000 В, пружины для грузовых вагонов, формалин и карбамидо-формальдегидный концентрат, а также импорт в Украину стеклянной тары из России, объем которого за последний год вырос вдвое.

В постановлении правительства России было указано, что энергоносители с 1 июня можно ввозить на Украину только после получения специальных разрешений. Принципиально нового в таком решении ничего нет, поскольку систему спецразрешений Россия отработала еще в прошлом году на поставках сжиженного углеводородного газа (автогаза) на Украину. Их получила только компания «Роснефть», которая стала в этом сегменте поставок монополистом. Но, если ранее объемы поставок утверждались сразу на год, то теперь они будут пересматриваться ежемесячно.

Как это скажется на украинском рынке нефтепродуктов? Оценивая возможные последствия отметим, что украинские власти «своими силами» практически полностью ликвидировали собственную нефтеперерабатывающую промышленность. Они остановили поставки российской нефти по нефтепроводам на свои заводы, откачали нефть из них и продали на Запад (общий объем по этим операциям оценивается в 500 млн евро). После этого большинство НПЗ прекратило работать, потому что иных источников сырья у них нет. В результате, объемы нефтепереработки на Украине с 1991 г. упали более чем в 25 раз, а из семи НПЗ работают лишь два, притом далеко не на полную мощность. Небольшие операции по переработке пока продолжаются на западе Украины за счет собственной добычи. Но, она невелика, ее объемы упали за тот же период более чем в три раза.

В итоге, Украина является крайне зависимой от импорта нефтепродуктов, закупая на внешних рынках порядка 45% бензина, 90% дизеля и 75% сжиженного углеводородного газа. Около 70% всех поставок идут из России и Белоруссии (6-7 млн тонн в год). Еще одним крупным поставщиком является Литва (9,5-11,3% поставок в последние годы).

Основным источником поставок бензина и дизельного топлива на Украину является Белоруссия, которая производит их из российской нефти. Часть из них она потребляет сама, а часть экспортирует, в том числе на Украину. Вероятно, импорт нефтепродуктов на Украину из Белоруссии продолжится, так как Украина платит в 1,5 раза больше, чем Россия.

Прямые поставки бензина и дизельного топлива из России не очень значительны. Весь экспорт бензина из России составляет 4-4,5 млн тонн в год. Что касается поставок дизельного топлива на Украину, то в течение длительного времени оно поставлялось по системе нефтепродуктопроводов. Затем выяснилось, что оно используется украинскими властями для заправки бронетранспортеров, используемых в военных действиях против ДНР и ЛНР. После этого поставки были запрещены, трубопроводы заблокированы. Позднее по системе продуктопроводов «Юг» топливо начало поставляться в Новороссийск, а оттуда танкерами на Украину. Но, после ареста танкера на Украине, эти поставки тоже были остановлены.

Так что на Украине сделали все возможное, чтобы прекратить поставки российского дизельного топлива. И это «типичный стиль» работы украинских властей с Россией - стремление максимально испортить отношения. Так, расширив санкции против России, украинское руководство рассматривает ответный шаг российского правительства как часть экономической войны против Незалежной. Об этом заявил премьер Владимир Гройсман, отметив, что правительство принимает меры для минимизации негативного влияния таких решений. Более сдержанно прокомментировали ситуацию в окружении нового главы государства. Секретарь СНБО Александр Данилюк назвал «антиукраинские санкции» Кремля серьезным вызовом для страны и попросил бизнес как можно скорее диверсифицировать поставки.

Но, по оценкам экспертов, за полтора месяца, прошедшие после «последнего кремлевского предупреждения», для достижения этой цели сделано мало. В частности, в Министерстве энергетики и угольной промышленности прошло совещание о возможных путях поставки в страну дополнительных объемов нефтепродуктов. Но обнародованные специалистами рекомендации до сих пор не обобщены, никаких решений по ним не принято. Руководство страны в основном ограничилось «успокаивающими заявлениями».

Пользуясь бездействием властей украинский бизнес начал искать пути диверсификации поставок нефтепродуктов, стремясь «наловить побольше рыбы в мутной воде». Так как возможности увеличения поставок из Белоруссии из-за спора между Москвой и Минском вокруг налогового маневра и квотирования поставок беспошлинной нефти и произведенной из нее белорусскими НПЗ продукции, невелики, украинские импортеры топлива налаживают альтернативные поставки из Греции, Италии, Болгарии, Польши, Казахстана и других стран, начали шире использовать морские пути транспортировки моторного топлива через порты Большой Одессы, хотя логистические затраты в этом случае выше по сравнению с использованием железнодорожного или трубопроводного транспорта. Параллельно «топливный кризис» раздувают в СМИ и соцсетях, стремясь подогреть спрос. По мнению директора консалтинговой группы А-95 Сергея Куюна, «этот аттракцион, который он назвал «веселые качели», теперь основной тренд рынка. Работает он так: сначала с помощью компании в СМИ разгоняют цены. Затем, запускается механизм диверсификации, открывается арбитражное окно и на рынок начинают поступать более дорогие продукты с альтернативных направлений. На пике цен российское Минэкономразвития расширяет канал, и на рынок начинают поступать более дешевые продукты из РФ. Арбитражное окно закрывается, трейдеры подсчитывают кто прибыль, кто убытки. И так по кругу...».

Резюмируя, отметим, что дефицита энергоносителей Украине ждать не стоит, но возрастут цены на импортируемые ресурсы, на отдельные виды весьма значительно. В наибольшей степени пострадают рынки дизеля и автогаза т.к. в последние годы Украина обеспечивала лишь 12-14% своих потребностей в дизтопливе и 28-30% - в сжиженном газе. По оценкам украинских экспертов, в июне объемы поставок дизеля и автомобильного газа могут сократиться на 30-50%, поскольку Минэкономразвития РФ ограничило выдачу разрешений своим экспортерам - компаниям "Лукойл" (на 33%) и "Роснефть" (по неофициальной информации - "минус" 50-75%). Чтобы избежать дефицита этой продукции на внутреннем рынке, за первый месяц лета Украине нужно компенсировать до 160 тыс.тонн дизельного топлива и примерно 20 тыс. тонн автогаза. Ярким примером стал стремительный рост цен на автогаз, стоимость которого по данным Украинской энергетической биржи в период с 22 по 29 мая выросла на 30% до 24 500 гривень за тонну. В меньшей степени ограничения затронут рынок бензинов т.к. примерно 35% потребностей страны в этом виде топлива обеспечивают украинские производители.

В итоге, платить за «мудрую политику» прежних украинских властей снова будут украинские граждане, в частности сельхозпроизводители.

Источник

© Все права защищены и преследуются по закону. Допускается использование информационных, текстовых, фото и видеоматериалов без получения предварительного согласия cod32.ru при условии размещения в тексте гиперссылки с анкором «cod32.ru», открытой для поисковых систем.