Реализация Указа Президента по обеспечению жильем детей-сирот — под особым контролем Губернатора Брянской области

6 апреля в Правительстве Брянской области состоялось рабочее совещание по вопросам, возникающим при реализации мероприятий по приобретению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В совещании приняли участие Губернатор Брянской области Александр Богомаз, председатель Брянской областной Думы Валентин Суббот, прокурор Брянской области Александр Войтович, заместитель начальника УМВД России по Брянской области Алексей Солдатов, врио начальника УЭБиПК УМВД России по Брянской области Максим Левин, руководитель СУСКРФ по Брянской области Максим Лукичев, председатель контрольно-счетной палаты Брянской области Юрий Девяткин, заместители Губернатора Брянской области Галина Петушкова, Николай Щеглов, Сергей Тимошенко, врио заместителя Губернатора Брянской области Олег Набока, директор департамента строительства Брянской области Евгений Захаренко, директор департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Игорь Тимошин.

Реализация Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» находится на особом контроле Губернатора Александра Богомаза. Согласно действующему законодательству субъекты Российской Федерации получают средства из федерального бюджета на реализацию Указа на условиях софинансирования мероприятий из областного бюджета. Процент софинансирования составляет 8%.

Учитывая, что в Брянской области к 2015 году сложилась значительная очередность лиц, чье право на получение жилья уже наступило, несмотря на принятые в последние годы меры, очередность в регионе все же сохраняется.

Благодаря принципиальной позиции главы региона с 2015 года большая часть средств на покупку квартир в Брянской области выделяется из областного бюджета, значительно превышая процент софинансирования.

Так, с 2015 года по 2021 год на предоставление жилья детям-сиротам было направлено 2 млрд 273 млн 60 тыс рублей. Из них 1 млрд 713 млн 10 тыс рублей — средства областного бюджета 560,50 млн рублей — средства федерального бюджета. (При этом, исходя из условий софинансирования, процент областных средств должен был составить лишь 44,8 млн рублей).

Решение, принятое Губернатором об увеличении денежных средств, выделяемых на приобретение жилья детям-сиротам, позволило за указанный период времени приобрести 1676 жилых помещений. Такого количества жилья для детей-сирот не приобреталось никогда.

В 2020 году на обеспечение жильем детей-сирот из областного и федерального бюджетов было выделено 386,2 млн рублей, из них 320 млн рублей — из областного бюджета, 66,2 млн рублей — из федерального бюджета. Было приобретено 236 жилых помещений для детей-сирот.

Директор департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Игорь Тимошин отметил, что закупка жилых помещений для детей-сирот осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Приоритетным методом определения муниципальными образованиями начальной цены контракта, исходя из ст. 22 указанного Закона является метод сопоставимых рыночных цен. В соответствии с действующим законодательством жилые помещения приобретаются на первичном, вторичном рынке жилья, а также путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов.

Вместе с тем, как отметил директор департамента строительства Брянской области Евгений Захаренко, складывающаяся на территории Брянской области ситуация со стоимостью жилья на первичном рынке, не позволяет субъекту в полной мере реализовывать полномочия по приобретению жилых помещений, в соответствии с установленными нормативами. Одной из проблем здесь является значительная разница в стоимости квадратного метра жилья, которая фактически складывается на рынке жилья и стоимостью, которая устанавливается для Брянской области приказом Минстроя России. По данным статистической отчетности за IV квартал 2020 года средняя цена квадратного метра общей площади типового жилого помещения на первичном рынке составляла 42 226 рублей за квадратный метр. Фактическая стоимость жилья на первичном рынке в марте, по результатам мониторинга застройщиков, сложилась еще выше.

Так как на территории области строительство жилья ведется без чистовой отделки и установки сантехнического и кухонного оборудования, данный показатель не учитывает расходы на эти цели.

На вторичном рынке средняя стоимость типового жилого помещения оставляла 34 409 рублей за квадратный метр. При этом в показателе учитываются квартиры, в которых состояние чистовой отделки, инженерных сетей, сантехнического оборудования не всегда отвечает действующим нормам и такие жилые помещения не могут рассматриваться для приобретения их детям-сиротам и приравненным к ним категориям.

Минстроем России на I квартал 2021 года утверждена цена 31 572 рубля за квадратный метр. На II квартал 2021 года утверждена цена 32 593 рубля за квадратный метр. Такая стоимость не позволяет сегодня приобрести жилые помещения для социальных нужд области.

Еще один проблемный фактор при приобретении жилья — это установленная законодательством площадь жилых помещений для детей-сирот. Финансирование предусматривается для приобретения однокомнатной квартиры 33 кв. метра, но таких квартир недостаточно, как на первичном рынке, так и на вторичном.

Евгений Захаренко сообщил, что в настоящий момент, несмотря на имеющиеся трудности, в Брянской области органами местного самоуправления ведется строительство жилых домов с небольшим количеством квартир. С муниципальными образованиями Брянской области была проведена работа по отбору земельных участков, на которых будут возводиться такие дома, исходя из потребностей в социальном жилье муниципалитета.

Предварительно отобраны 14 участков в 14 муниципальных образованиях, на которых возможно размещение 33 домов на 424 квартиры, в том числе 28 двухэтажных восьмиквартирных домов и 5 четырехэтажных сорокаквартирных домов с учетом их возможного подключения к инженерным сетям и транспортной доступности.

— Одним из вариантов обеспечения жильем детей-сирот также может являться приобретение жилья в рамках реализации инвестором приоритетного масштабного инвестиционного проекта, согласно Закону Брянской области от 9 июня 2015 года № 41-З «Об инвестиционной деятельности в Брянской области».

Инвестор обращается в региональные органы власти с инвестиционным проектом по строительству многоквартирного жилого дома и берет на себя обязательства построить в данном доме часть квартир с площадью 33 квадратных метра и реализовать их затем органам местного самоуправления. Действующими региональными нормативными правовыми актами предусматривается возможность в рамках приоритетных масштабных инвестиционных проектов строительство жилья социального использования и жилых помещений для граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда. На данный момент, с целью переселения граждан из аварийного жилья, инвесторам предложено для рассмотрения шесть земельных участков на территории города Брянска, — отметил Евгений Захаренко.

Он сообщил, что буквально вчера состоялась встреча с застройщиками, в ходе которой несколько из них уже заинтересовались таким предложением. Заместитель Губернатора Сергей Тимошенко подчеркнул, что 30 процентов квартир в таких домах будет выделяться детям-сиротам, врачам и гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного фонда, все остальные квартиры застройщик будет реализовывать на свободном рынке:

— Мы провели встречу со всеми застройщиками, все это им объяснили. Привлекательность для застройщиков на сегодняшний день хорошая. Все новые выделенные участки расположены практически в центре города. Все они уже обеспечены коммуникациями. Застройщик может заходить и сразу начинать строить. Это рассчитано на тех застройщиков, которые не имеют земельных участков для строительства.

Департамент строительства индивидуально прорабатывает вопрос, чтобы при проектировании новых домов застройщики сразу закладывали квартиры площадью 33–34 квадратных метра. Но это уже в перспективе, так как дом строится минимум два года. В этом году мы по факту имеем всего 250 квартир на первичном и на вторичным рынке, соответствующих требованиям законодательства.

Прокурор Брянской области Александр Войтович отметил, что до настоящего времени работа в регионе по приобретению жилья детям-сиротам велась активно. Но учитывая, что до 2015 года сложилась значительная очередность, имеющихся механизмов недостаточно, чтобы полностью ее ликвидировать.

— Необходимо рассмотреть возможность приобретения жилых помещений, соответствующих всем нормам, на вторичном рынке и в муниципальных образованиях. Ведь не все хотят уезжать в Брянск. Создайте комиссию, пусть отбирают такое жилье из имеющегося в муниципалитетах. Важно, чтобы обеспечить детей-сирот жильем, чтобы они могли создавать семьи, воспитывать своих детей.

Губернатор Брянской области в свою очередь обратился к присутствующим представителям силовых и правоохранительных структур, чтобы при обеспечении жильем детей-сирот службы правопорядка контролировали законность и очередность его получения.

По итогам совещания Губернатор поручил создать комиссию под председательством заместителя Губернатора Брянской области Николая Щеглова, которая будет производить предварительный отбор жилья, которое будет закупаться для детей-сирот на первичном и вторичном рынке. Все варианты, прошедшие такой отбор, будут полностью обследоваться комиссией, каждый объект будет иметь паспорт с фотофиксацией всех конструктивных элементов и направляться в прокуратуру Брянской области, УМВД России по Брянской области.

Также глава региона поручил заместителю Губернатора Сергею Тимошенко и главе Брянской городской администрации Александру Макарову усилить работу по строительству жилья для детей-сирот, врачей и граждан, переселяемых из ветхого и аварийного жилья в областном центре.

© Все права защищены и преследуются по закону. Допускается использование информационных, текстовых, фото и видеоматериалов без получения предварительного согласия cod32.ru при условии размещения в тексте гиперссылки с анкором «cod32.ru», открытой для поисковых систем.