Сокращение перечня учебников вызвало двукратный рост цены на них
Включать школьные учебники в федеральный перечень, открывающий учебной литературе дорогу в школу, надо не столько по результатам экспертизы ученых Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), сколько по решению чиновников Минобрнауки. Такой вывод сделали 30 марта участники слушаний в Госдуме с грозным названием «Законодательная регламентация создания, экспертизы, распространения и использования учебников при реализации основных образовательных программ общего образования». В соответствии с поручением президента России, школьные учебники в нашей стране проверяют на соответствие последнему слову науки эксперты РАН, а на пригодность для постижения детьми того или иного возраста — эксперты РАО. Довершают процесс еще две экспертизы — общественная и этнокультурная. Казалось бы, учебный материал рассматривается со всех сторон. Однако в Минобрнауки и в Госдуме решили «подправить» этот порядок. Причина — чрезмерное, по словам чиновников и депутатов, разнообразие учебников, официально включенных в Федеральный перечень рекомендованных для преподавания в школе, а также их «низкое» качество.
- В настоящее время в Перечень входят 1377 учебников, включая региональные и предназначенные для ребят с ограниченными возможностями здоровья,- сообщил замминистра образования и науки Павел Зенькович.- А столь значительное количество не может обеспечить должного качества, в результате чего в учебниках встречаются серьезные ошибки и неточности, что вызывает серьезную критику.Страшилки про «ужасные» учебники рассказывают в министерстве давно. Вот и в ходе этих слушаний выплыл рассказ некой бабушки, как ее внучка-первоклассница изучала в классе историю про зайцев-пессимистов, боявшихся быть съеденными хищниками так сильно, что легче, как им показалось, было пойти и утопиться. А потом, направляясь с бабушкой к зубному врачу, девочка процитировала эту суицидальную сентенцию, хотя и в порядке шутки. А бабушка вознегодовали и потребовала сокращения количества учебников. Впрочем, на самом деле, расставил точки над «i» руководитель экспертного управления РАН Сергей Сидоренко, приведенный пример хоть и известен экспертам, но взят не из учебника, а из учебного пособия, относящегося к категории учебной литературы, не проходящей, по существующим правилам, экспертизы. Более того. РАН, подчеркнул ученый, неустанно просит граждан направлять в академию все ляпы, найденные в учебниках. И если поначалу таких обращений, притом вполне себе дельных, было действительно немало, но сейчас ситуация изменилась радикально. Так, на данный момент академики возятся всего с двумя подобными жалобами. Одна из них содержит требование запретить теорию относительности, исключив упоминание о ней изо всех школьных учебников, а в другой содержится требование обозначить температуру некоего объекта в минус 390 градусов Цельсия (что решительно невозможно, ибо такой температуры попросту не существует). Таким образом, если назвать вещи своими именами, конкретных жалоб на качество учебников, не связанных с весенним обострением известных хронических заболеваний, в РАН сейчас нет.
- Нет есть! - не согласился с представителем академиков первый зампред думского комитета по образованию и науке Геннадий Онищенко.- И имя этого человека — Ольга Юрьевна Васильева! (глава Минобрнауки.- «МК»). А вы, даже если уверены, что все у вас так безоблачно, все равно давайте свои предложения по изменению порядка экспертизы учебников!
© Все права защищены и преследуются по закону. Допускается использование информационных, текстовых, фото и видеоматериалов без получения предварительного согласия cod32.ru при условии размещения в тексте гиперссылки с анкором «cod32.ru», открытой для поисковых систем.