История пожарной охраны Брянщины: революционный путь
В лихие девяностые годы прошлого столетия приказали долго жить многие предприятия, фабрики, заводы. Вместе с ними ушли в небытие и объектовые пожарные части, со своими традициями и историей….
Каждый российский населенный пункт славится не только природными красотами, а и продукцией, услугами, которые там производят и оказывают мастера своего дела. Например, в Новозыбковском уезде сначала Черниговской, Гомельской, а потом и Брянской губернии было налажено редкое производство спичек. В ХIХ веке спичечным производством в уезде занимались почти три тысячи человек, иными словами более чем пятая часть всех рабочих Черниговщины. По утверждениям историков и краеведов, только в Новозыбкове и его окрестностях числилось около трех десятков предприятий, основная доля которых приходилась на спичечные фабрики. Во всей России были востребованы спички, изготовленные в новозыбковских посадах Людковка, Деменка, Софиевка, Злынка. Трудоемкое дело в советское время на юго-западе области продолжил коллектив злынковской спичечной фабрики «Революционный путь».
Ради справедливости стоит сказать, что, хотя и были в отдельные времена нарекания на низкое качество производимой ею огнеопасной продукции, местным огнеборцам хлопот ее опасный материал доставлял немало. Пожарную безопасность старались поддерживать не только строгим контролем за соблюдением противопожарных мероприятий, а и неукоснительным соблюдением технологического процесса. Начало этой объемной работы было положено 90 лет назад, когда фабрика готовилась выдать первую продукцию. О том свидетельствуют, найденные нами в Государственном архиве Брянской области, документы. В первом из них,— докладной директору фабрики «Революционный путь» и заведующему пожарной охраной говорится о недостатках, выявленных в результате пожарной внезапной тревоги 12 июня 1926 года. «Установлено, — констатирует заместитель заведующего Гомельским Губкоммунотделом Карпенко,— что применяемая в фабрике пожарная сигнализация, путем установки кусков рельс, не соответствует своему назначению в деле своевременного сообщения о возникновении пожара. Отсутствуют проекты временных инструкций по противопожарной охране фабрики. Пожарная вагонетка в техническом отношении оборудована недостаточно. Сообщая об изложенном и придавая серьезное значение постановке противопожарной охраны на должную высоту, Губкоммунотдел просит Вас сообщить ему в самый непродолжительный срок, что сделано в отношении проведения в жизнь результатов комиссии по акту»*.
И пошла писать губерния. Спустя три недели Гомельскому губернскому правлению коммунального хозяйства было доложено, что и как исправлено после внезапной пожарной тревоги. В частности, «в скором времени из Спичтреста были затребованы тревожный колокол, сигнальные рожки для ночных сторожей. Временные инструкции для кочегаров, машинистов, милиционеров, а также для всех граждан, проживающих на территории фабрики, имеются. Ко времени подготовки ответа вагонетка находилась в стадии окончательного дооборудования»*.
Вместе с тем, никто лучше самих злынковских огнеборцев знал недостатки в пожарной охране фабрики и пути их устранения. В этом достаточно убедиться, проанализировав протокол заседания Комитета пожарной охраны фабрики «Ревпуть» от 30 сентября 1926 года, где накануне ввода в строй основной производственной линии состоялся острый, взыскательный разговор. Докладчик заведующий пожарной охраной фабрики тов. Кобрус доложил собравшимся, что ко времени пуска фабрики на производстве имеется пожарный караул и добровольная пожарная дружина, состоящая из девяти человек. С пуском фабрики вся профкоманда должна была состоять из 12 человек. Этого, по мнению тов. Кобруса, было недостаточно. Необходимо было иметь команду минимум из 15 человек, плюс добровольная пожарная дружина.
Далее подробно обсудили наличие и потребности в противопожарном инвентаре и оборудовании. Судя по характеру вопросов, поступивших докладчику, члены комитета пожарной охраны фабрики не страдали формализмом и благодушием. Живо интересовались у всех ответственных лиц: хватит ли брандспойтов; выписаны ли они; будут ли установлены к пуску фабрики; какие отделения должны иметь пожарные посты; достаточно ли для ликвидации могущего возникнуть пожара профкоманды и достанет ли струя воды из пожарного брандспойта до конька крыши второго этажа.
В заседании комитета участвовал директор фабрики тов. Попов. В своем выступлении он вновь заострил внимание присутствующих на злополучных гидрантах. Даже предложил … «проверить тов. Кобруса, выписаны ли им гидранты или нет». В частности, руководитель предприятия доложил собравшимся, что помимо гидрантов в автоматном отделении будут установлены два паровых гибких крана, из расчета на два автомата. Высказав свое мнение по другим деталям данного оснащения, он был категоричен: «без установки гидрантов пуск фабрики не возможен». Не случайно, такое отношение нашло отражение в постановлении заседания комитета, в виде следующего пункта: «заводоуправлению иметь в виду установку гидранной линии настолько серьезной, как и пуск фабрики. При установке наблюдать тов. Кобросу и реагировать через директора»*.
Протокол данного заседания направили для сведения в подотдел пожарной охраны Гомельского отдела коммунального хозяйства. Вышестоящее начальство согласилось с предложениями злынковцев, вместе с тем постаралось «закрутить гайки потуже», по старой истине — спасение утопающих — дело рук самих утопающих. В частности, в спущенной вниз директиве говорилось : «состав проектируемой Профкоманды на фабрике «Ревпуть» в количестве 12 человек крайне недостаточен и что таковой должен быть установлен не менее чем в 15 человек на 2 смены, с установлением расчета 4-х пожарных постов по фабрике и двору, а одного при пожарном депо. А также необходимо организовать в помощь профессионально-пожарной команде добровольно-пожарную дружину из служащих и рабочих, проживающих на территории фабрики, в количестве не менее 40 человек.
Также Губкоммунотдел считает крайне недопустимым открытие начала работ фабрики без установления всех противопожарных приспособлений, как-то наружных и внутренних гидрантов в количестве, утвержденных при рассмотрении проекта пожарного водопровода при управлении Губинженера». Какова была действенность принятых решений, выяснить пока, не удалось.
ФОТО ИЗ АРХИВА: Автопробег городской и районной пожарной команды в городе Клинцы. Снимок сделан у здания отдела НКВД. 1937 год.
* Публикуемые исторические тексты и документы воспроизводятся с сохранением их орфографии, пунктуации и стилистических особенностей.
© Все права защищены и преследуются по закону. Допускается использование информационных, текстовых, фото и видеоматериалов без получения предварительного согласия cod32.ru при условии размещения в тексте гиперссылки с анкором «cod32.ru», открытой для поисковых систем.