Год культуры безопансости: календарь, даты, имена
Более 90 лет назад на вооружение брянских огнеборцев поступила первая пожарная машина. В первые годы советской власти отечественное автомобилестроение заметно отставало от европейского уровня. О выпуске специальных пожарных автомобилей и говорить не приходилось. Потому повсеместно в советской России использовались конно-бочечные ходы. После опустошительной гражданской войны это хозяйство осталось без главного — тягловой силы. Не случайно весной 1921 года в революционном порядке планировались мобилизация и разверстка по изъятию 3000 лошадей для службы в пожарных командах. А массовый переход на автотягу начался постепенно в 1920- 1922 годах. Первый пожарный автомобиль, полностью изготовленный из отечественных деталей, был собран в июле 1926 года в городе Ленинграде на заводе «Промет». Смонтировали его на полуторатонном шасси первенца советского автостроения грузовика АМО-Ф-15. Больше известный у тогдашних специалистов как «Подствольный» он оснащался насосом заднего расположения. «На нем,— пишет инженер- автостроитель, исследователь истории создания и развития пожарной автомобилей В. Кочнев,— выезжал боевой расчет из 8 человек с лестницей и штурмовкой, рукавами, мелким инструментом». В 1927 году было налажено серийное производство таких автомобилей. Этим и объясняется, что в феврале вышеуказанного года в город Брянск из Ленинграда был доставлен первый подобный. По сохранившимся воспоминаниям современников по тем временам, это было техническое чудо, которое демонстрировали при каждом удобном случае и представляли как один из плодов начавшейся индустриализации державы. Приобретенный Брянским добровольным пожарным обществом автомобиль вызывал большой интерес у посетителей различных выставок и демонстраций. О его технических параметрах судачили разное, но конец всем спорам положила информация, опубликованная тогда в газете «Брянский рабочий». « В Брянск доставлен из Ленинграда новый пожарный автомобиль, изготовленный на заводе «Тримяс», — уточнял автор информации. Автомобиль приобретен брянским добровольным пожарным обществом для 1-й части пожарной команды города. Стоимость его — 25000 рублей. Автомобиль оборудован по последнему слову техники, он имеет сильный прожектор, дающий свет на 2 версты, нагнетательный насос, давление которого равно 8 атмосферам, он сразу может давать 6 струй из рукавов. Струя достает до восьмого этажа. Средняя скорость его по дорогам Брянска — 75 километров в час. На хороших дорогах можно развить скорость до 120 кил. в час. Это улучшит скорость и своевременность прибытия пожарных к месту ЧП». Еще хочется отметить, что по всему, машина, заступившая на боевое дежурство в Брянске, имела сиденья с так называемой «внутренней посадкой». А на модели, которая демонстрируется в историческом зале ЦОС ГУ МЧС России по Брянской области, сиденья с так называемой «наружной посадкой». Но это из области предположений, поставить точку в которых, сравнить их с возможностями нынешних пожарных авто могут только специалисты. Если все познается в сравнении, то в канун 365-й годовщины пожарной охраны России брянские огнеборцы получили на вооружение новую пожарную автоцистерну АЦ-8.-70 (43118). Ее технические параметры и оснащение в сотни и более раз превосходят возможности того первого автомобиля. Новая автоцистерна трехосная, по иному говоря, обладает повышенной проходимостью. Только за один раз может взять на борт восемь тонн воды. Вместимость бака пенообразователя, изготовленного из нержавеющей стали, составляет 500 литров. Что до злополучных «шлангов» первого автомобиля, то изучая его технические характеристики, довелось найти свидетельства компетентного московского знатока пожарных автомобилей, «бывшего многолетнего главного редактора журнала «Пожарное дело» А. Карпова «Интересно, —пишет он, — размещение пожарно-технического вооружения на тех автомобилях. Катушка для рукавов — двухколесная, для 6-8 рукавов по 29 метров длиной, (крупного диаметра) помещалась сзади рамы шасси и снималась … одним человеком! Две малых ручных катушки на 4 рукава каждая (меньшего диаметра) располагались по обеим сторонам машины в задней части рамы под насосом».
НА СНИМКЕ: макет первого пожарного автомобиля АМО-Ф-15, приобретенного для гарнизона брянской пожарной охраны в 1927 году.© Все права защищены и преследуются по закону. Допускается использование информационных, текстовых, фото и видеоматериалов без получения предварительного согласия cod32.ru при условии размещения в тексте гиперссылки с анкором «cod32.ru», открытой для поисковых систем.