Покаяние Филарета оказалось «разводкой»


      Покаяние Филарета оказалось «разводкой»
    На на только что завершившейся в Киеве пресс-конференции лидер «Киевского патриархата» Филарет заявил, что никакого покаяния перед православными не будет. 
      Покаяние Филарета оказалось «разводкой»
    
      Покаяние Филарета оказалось «разводкой»

Возглавляющий так называемый «Киевский патриархат» Украинской православной церкви Филарет дал сегодня пресс-конференцию, на которой пояснил детали истории со своим письмом в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и епископата Русской православной церкви.

«Украинская церковь не вернется к Московскому патриархату. Почему не вернется? Потому что мы имеем свое государство», - таков лейтмотив выступления лидера непризнанного «Киевского патриархата». «Поэтому возвращения никогда не будет. А единая поместная церковь в Украине будет», - заявил Филарет, припомнив России и отказ Украины от ядерного оружия, и Крым, и войну в Донбассе.

О письме главы непризнанного «Киевского патриархата» Филарета к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и епископату РПЦ стало известно 30 ноября. Содержание письма бывшего митрополита Киевского и всея Украины повергло в шок – Филарет попросил прощения у Святейшего Патриарха и епископата РПЦ. Но пресс-конференция самого Филарета, прошедшая 1 декабря, показала, что это была «разводка», которая на данный момент не сработала.

Итак, письмо Филарета было зачитано во время Архиерейского Собора, идущего в эти дни (29 ноября – 2 декабря) в Москве. Говоря простым языком, глава непризнанной организации попросил: а) восстановить отношения между РПЦ и «Киевским патриархатом»; б) отменить его отлучение от церкви и предание анафеме, наложенное РПЦ еще в 90-е годы. «И я как Ваш собрат и сослужитель прошу прощения во всем, чем согрешил словом, делом и всеми моими чувствами, и также от всего сердца искренне прощаю всем», - такими словами завершается послание Филарета, подписавшегося как «Ваш собрат» без указания должности в непризнанной организации.

«После горестных 25 лет раздоров, насилия, взаимной неприязни и обид, возникших в украинском Православии и украинском обществе в результате раскола, появляется, наконец, возможность встать на путь восстановления единства», - так 30 ноября отреагировал Архиерейский Собор РПЦ. Собор учредил комиссию «для ведения дальнейших переговоров с отделившимися от церковного общения» во главе с митрополитом Волоколамским Иларионом.

Но главное, что Собор обнародовал четкий алгоритм прощения для Филарета – сначала возвращение в лоно РПЦ, а потом уже прощение и снятие анафемы.

Уже на следующий день, 1 декабря, Филарет дал пресс-конференцию под ожидаемым лозунгом «Никакого покаяния!», показав, что с самого начала речь шла о манипуляции с его стороны.

Запуская историю с письмом о «покаянии», руководство «Киевского патриархата» планировало реализовать два манипулятивных сценария – политический и организационно-хозяйственный.

На сегодняшний день на территории Украины действуют две мощные православные конфессии – это Украинская православная церковь Московского патриархата во главе с Блаженнейшим Онуфрием и «Киевский патриархат» под руководством Филарета, которого православный мир считает раскольником.

Если говорить о политическом сценарии, то покаянное письмо – часть игры по переходу Филарета под руководство Константинопольского патриархата. Проблема в том, что Константинопольский патриархат, не отрицая такую возможность, выставил в качестве условия примирение организации Филарета с РПЦ и УПЦ по самым проблемным вопросам. Вот Филарет и попытался получить прощение и снять самые проблемные вопросы, коими являются отлучение от церкви и провозглашение анафемы. Судя по всему, в Русской православной церкви его манипуляцию разгадали, поэтому потребовали сначала вернуться в лоно РПЦ, а потом уже просить снятия анафемы.

Но есть еще организационная плоскость. Начиная с 2014 года храмы Украинской православной церкви по всей территории Украины подвергаются нападениям и разграблениям со стороны как вооруженных банд, так и других религиозных конфессий. Боевики не стесняются нападать на храмы и «отжимать» имущество даже в Киеве. Например, в январе 2017 года неизвестные закидали «коктейлями Молотова» храм в одном из центральных районов столицы Украины – Шевченковском. Официальный Киев смотрит на десятки таких случаев сквозь пальцы, что позволяет заинтересованным игрокам и дальше проводить передел.

Поскольку УПЦ находится в более уязвимой позиции, а официальная власть Украины поддерживает «незалежного» Филарета, игра руководства непризнанного КП была нацелена на то, чтобы сначала добиться согласия на объединение УПЦ и «Киевского патриархата», а затем, поскольку Филарет находится в гораздо более сильном положении да еще и пользуется поддержкой государственной власти, начать отжимать у УПЦ храм за храмом и монастырь за монастырем. Что самое важное, отжимать якобы на законных основаниях под видом «объединения».

Тем более, видимо, глава непризнанного «Киевского патриархата» был в курсе, что Архиерейский Собор готовится провозгласить широкую автономию Украинской православной церкви – вот почему Филарет поспешил с «покаянием» именно в данный конкретный момент. Но в РПЦ к подобным телодвижениям были готовы и на манипуляцию не повелись. Действительно, если преступник раскаялся – это, конечно, может быть воспринято как смягчающее обстоятельство, но точно не повод давать ему орден да еще и должность в прокуратуре.

В завершение многие СМИ неверно истолковали одно из решений, подав как новость, что Собор якобы предоставил УПЦ независимость. Но новость оказалась фейковой – речь идет только о том, что отныне полномочия по внутреннему самоуправлению УПЦ будут сведены в рамках одного документа.

Наблюдатели сейчас все чаще и чаще вспоминают о возрасте Филарета, отмечая, что, несмотря на видимое преимущество на украинской территории, в дальней перспективе он проигрывает сражение за Украину. Тут надо вспомнить, что вся его игра в независимость связана с тем, что на фоне развала СССР он проиграл выборы патриарха Русской православной церкви еще предшественнику Кирилла – Алексию. Поражение привело Филарета к расколу, но за все эти годы его не признала ни одна церковь. Возраст, тем не менее, вынуждает подумать о душе, и уходить с анафемой в мир иной священнику не с руки. Да и судьба «Киевского патриархата» после ухода Филарета представляется не слишком перспективной: наследники ведь могут пойти по стопам создателя и начать дробить имущество церкви на еще более мелкие наделы. А завершится все тем, что когда-нибудь на Украине все-таки установится власть закона и все «отжатое» придется вернуть УПЦ.

По просьбе «Века» ситуацию прокомментировал Дмитрий Скворцов, православный публицист (Киев, Украина ):

Ни о какой независимости Украинской православной церкви речи не идет. Если читать внимательно, то речь идет о независимости во внутреннем управлении. На самом деле, это решение было принято еще в 1990 году, причем, в результате шантажа со стороны Филарета, бывшего на тот момент экзархом Украины. В конце 80-х Филарет шантажировал тем, что на территории УССР униаты и автокефалы нападают на храмы, потому как считают, что это храмы московские. Но тот момент Филарет возглавлял украинский экзархат Русской православной церкви. И руководство РПЦ пошло на то, чтобы дать Украинской православной церкви статус не автокефальной, но самостоятельной в своем внутреннем управлении. Но главное, что УПЦ молитвенно и евхаристически остается соединена с Русской православной церковью. То есть, предстоятелем всех украинских верующих до сих пор является Святейший Патриарх Московский и всея Руси, потому что верующие являются прихожанами Русской православной церкви, а не управленческой структуры под названием Украинская православная церковь.

Если говорить о новом решении Архиерейского Собора, то на данный момент ничего нового к решению 1990 года не добавили.

Блаженнейший Онуфрий в своем обращении попросил урегулировать вопрос о том, что Украинская православная церковь является самостоятельной в своем управлении. Ранее была общая глава «Самоуправляемые церкви», где наряду с УПЦ упоминались и Литовская церковь, и Молдавская церковь и т. д. Для того чтобы подчеркнуть самостоятельность УПЦ, митрополит Онуфрий попросил, чтобы была отдельная глава «Украинская православная церковь», которая закрепила бы все нормы о том, что УПЦ является самостоятельной в своем управлении с правами широкой автономии.

Раньше эти нормы были рассеяны как по Уставу, так и по определениям Архиерейского Собора 1990 года, а также в грамоте, которую Патриарх Алексий II давал еще митрополиту Филарету. Теперь же все нормы из четырех документов свели в одну главу под названием «Украинская православная церковь», но на деле полной самостоятельности УПЦ не получила.

Источник

© Все права защищены и преследуются по закону. Допускается использование информационных, текстовых, фото и видеоматериалов без получения предварительного согласия cod32.ru при условии размещения в тексте гиперссылки с анкором «cod32.ru», открытой для поисковых систем.